График работы:
Ежедневно с 9:00 до 20:00
info@avia77.ru

Цена полета: слишком дорогое удовольствие?

«Как же дороги сейчас авиабилеты! Как накладно путешествовать на самолетах!» - признайтесь, вы не раз слышали такую фразу. Может быть, и у вас возникали такие мысли. А по какой причине? В дороговизне билетов обычно винят либо авиаперевозчиков, либо недешевую «горючку». Насколько верны такие предположения? Попробуем взглянуть на ситуацию объективно.

В течение 2008-2010 годов авиационное топливо подешевело примерно в полтора раза. Однако билеты на самолет дешевле не стали. В чем же дело? Цена билета на самолет складывается из многих факторов. Это не только топливный сбор, который, по мнению многих пассажиров, играет главную роль. В стоимость авиабилета заложены и амортизация самолета, и налоги, которые платит компания (ведь за право вести бизнес тоже надо платить!), и зарплата летного состава, и обновление самолетного парка…

Возьмем для примера последний пункт. При покупке самолетов за рубежом перевозчикам приходится платить таможенные пошлины, доходящие до 40% от стоимости летательного аппарата! Безусловно, эти деньги потом закладываются в стоимость билета. Но стоит ли винить в этом перевозчика, если ввозные пошлины устанавливает не он, а государство?

На стоимость билетов влияет и само направление. Тарифы на региональные перевозки в России нельзя назвать гибкими. На самых популярных направлениях возможность купить дешевые билеты, как правило, выше, чем на мелких внутрироссийских рейсах. С одной стороны, на востребованных маршрутах больше конкуренция, что заставляет перевозчиков снижать цены. С другой стороны, на популярных направлениях достаточно велика вероятность, что самолет заполнится целиком. А вот на регулярных рейсах по менее оживленным маршрутам половина кресел может пустовать. В результате компания повышает цены, чтобы окупить издержки, а пассажиров, напротив, отпугивает растущая стоимость билетов. Получается замкнутый круг.

В стоимость билетов включен и предполетный сервис, а также сопутствующие услуги: провоз багажа, питание, развлечения на борту… Если их исключить, получится система, которую в Европе называют «лоу-кост»: минимум комфорта за небольшую плату. В России есть несколько авиакомпаний, работающих по схожей модели (в мире такие перевозчики называются дискаунтерами). Но эта система требует очень четкой, отлаженной организации бизнес-процессов.

Один из ключевых факторов – эксплуатация самолета «по полной». Воздушные суда зарубежных дискаунтеров не простаивают в аэропорту: большую часть времени они проводят в воздухе. При этом у лоу-костеров очень четкий и плотный график полетов, а также временные нормативы (например, на разворот самолета дается час времени). Возможно ли четкое следование графику в российских регионах, где периодически случаются задержки из-за метеоусловий? Повлиять на туман или снег не может ни пилот, ни руководство авиакомпании. В итоге получается, что задержка рейса на час может нарушить весь плотно составленный график авиакомпании. Если же вылет откладывается на длительное время, часть пассажиров потребует возврата денег.

В подобных случаях выходом может стать компромиссное решение. Заполнить весь самолет «тысячерублевыми» пассажирами – не выход. Гораздо разумнее установить гибкие тарифы, где стоимость зависит от многих условий. Дополнительные услуги, вес багажа, время покупки билета (чем раньше, тем дешевле) – цена билета может уменьшиться за счет многих составляющих. Именно по такому принципу работают многие авиакомпании Европы и Америки. Как показывает опыт, такое компромиссное решение очень часто оправдывает себя: и пассажир, и перевозчик остаются довольны.

« на страницу "Советы"