График работы:
Ежедневно с 9:00 до 20:00
info@avia77.ru

Почему люди боятся летать?

Фразу «Боюсь лететь на самолете» сейчас можно услышать очень часто. Откуда этот внезапный страх неба – ведь с древних времен человек хотел пережить радость полета? Возникает ли он сам по себе или его создает что-то извне? Понимать это нужно каждому, кто боится лететь на самолете. И начать стоит с того, что есть отдельно боязнь перелетов и есть аэрофобия как иррациональный страх. О ней можно прочитать в статье «Как бороться с аэрофобией?», а сейчас самое время разобраться, как возникает боязнь перелетов.

Каждый день мы слышим о нарушениях правил авиации, аварийных посадках самолетов, авиакатастрофах. Рассказы знакомых, вернувшихся из отпуска, добавляют масла в огонь. «Ужасные старые самолеты, все гремит, дребезжит, нас так трясло, что хвост чуть не отвалился…», - признайтесь, вы не раз слышали такие отзывы о полетах. Мало-помалу лавина негативной информации создает впечатление, что воздушный полет – самое рискованное явление на земле, по безопасности сравнимое разве что с «русской рулеткой». Так возникает рациональный, или осознанный страх полета. Психологи иногда называют такой страх «искусственной аэрофобией» (настоящая аэрофобия – это иррациональный страх, не поддающийся объяснению и контролю и возникающий без видимых причин).

Умеренные опасения и даже боязнь перелетов свойственны практически всем. Но у человека невнушаемого, с крепкой нервной системой они вряд ли превратятся в фобию, даже если в каждом полете он будет попадать в зону турбулентности. Осознанному страху перед полетами подвержены люди мнительные, легко внушаемые. Порой им достаточно нескольких «устрашающих» рассказов или передач, чтобы начать безумно волноваться. К слову, рациональный страх перед полетом чаще возникает у гуманитариев, чем у «технарей». Также ученые отмечают, что женщины больше думают о падении самолета и чаще боятся возможной катастрофы. А вот мужчин больше угнетает именно то, что они не могут контролировать ситуацию. Некоторые мужчины также боятся, что им никто не поможет, если во время полета им станет плохо.

Конечно, мы не каждый день поднимаемся в воздух. Но тем не менее страх полетов все равно мешает жить. Он может испортить все впечатление от отпуска или разрушить профессиональные планы. Многие люди отказываются от путешествия в страну своей мечты лишь из-за того, что туда нужно лететь по воздуху! Как же побороть искусственно возникшую, навязанную обществом боязнь перелетов?

В борьбе с рациональным страхом очень помогает понимание происходящего. Иными словами, если вы поймете механизм полета в целом, вы станете по-другому относиться к воздушным путешествиям. Кому-то помогает знание устройства самолета, кому-то – подробный рассказ об аэродинамике и воздушной навигации, о том, как погода влияет на полет и как принимает решения экипаж. Даже простое знание статистики рейсов и просмотр карты полетов может изменить ваш взгляд на ситуацию. Получать такую информацию лучше в доступной и понятной форме. Это может быть беседа с хорошим знакомым, работающим в авиации, книга по аэронавигации, которую написал летчик со стажем, доступно изложенная информация с авиационного сайта. Лучше всего найти ту форму подачи информации, которую хорошо воспринимаете именно вы. Но есть здесь и исключение.

Подвергайте критическому анализу информацию, поступающую из СМИ. У современных газет и телевидения на первом месте собственный рейтинг популярности, который нужно все время поддерживать. Вот почему в печати и на ТВ так часто появляются «сенсационные материалы» о пассажирской авиации в России. При этом многие факты могут умышленно искажаться или домысливаться. Встречается и откровенная ложь, но это все-таки бывает редко. В то же время в сети Интернет есть огромное количество тематических ресурсов, где можно напрямую пообщаться с пилотами воздушных судов. Если вы собираете отзывы об авиакомпании, сомневаетесь, стоит ли лететь в том или ином направлении, наконец, просто боитесь перелетов – не стесняйтесь зайти на популярный тематический сайт и задать там свой вопрос. Скорее всего, там вы найдете более дельные советы, нежели в «желтых» газетах или остросюжетных передачах.

Удивительный факт: люди, которые часто летают на воздушных судах в командировки, почти не боятся полетов. Для них это становится частью работы – вроде поездок на метро или автобусе. Конечно, определенное волнение перед рейсами случается. Но сильный страх мучает их гораздо реже, чем тех, кто 2-4 раза в год летает на самолете в отпуск.

Что же пугает в полете «нерегулярных» путешественников? Во-первых, то, что они не контролируют ситуацию. Но ведь мы точно так же не контролируем ее и в поезде, и в автобусе. Даже в такси контроль над ситуацией – иллюзия: таксист может кивать и соглашаться с пассажиром, но в итоге все равно сделает по-своему. Так чем же самолет отличается от такси?

Каждый день в воздух поднимаются тысячи самолетов. Они движутся по определенным маршрутам, движение в воздухе упорядочено и четко регламентировано. И за соблюдением правил авиаперевозок диспетчеры следят гораздо строже, чем ГИБДД следит за соблюдением ПДД. Вероятность потерпеть авиакатастрофу – ничтожно мала. Она гораздо меньше, чем вероятность попасть в ДТП по дороге в аэропорт.

Многие «аэрофобы» винят в своих страхах воздушных пилотов. В адрес летчиков можно услышать массу голословных упреков – от недостаточной квалификации до небрежного отношения к пассажирам. В вину пилотам ставят турбулентность, воздушные ямы, задержки рейсов… Но стоит лишь немного познакомиться с аэронавигацией и метеорологией, как становится понятно: воздушные ямы – это не вина пилота, просто иногда их можно избежать, а иногда – нет. То же самое касается турбулентности, задержек, вынужденных посадок… При управлении самолетом нужно учитывать массу факторов и быстро принимать верные решения. И еще: на земле у машиниста поезда или водителя автобуса всегда есть возможность притормозить, остановиться, включить аварийную сигнализацию и попросить помощи. У пилота самолета такой возможности нет, ведь у воздушного судна нет твердой опоры – только небо. И для того, чтобы обеспечить пассажирам безопасность, пилоту иногда приходится поступаться частью их комфорта.

Помните: пилот не испытывает желания помучить изнеженных пассажиров! Садясь в самолет, вы доверяете ему свою жизнь. Пилоту нет смысла обманывать ваше доверие. Он делает свою работу, и старается выполнить ее как можно лучше – из любви к профессии, из стремления к совершенству, которое заложено в природе человеческой. Летчику нужно доверять. Для него самолет – место работы. Привычное, уютное, спокойное. Надежное и желанное. И он искренне не понимает, как пассажиры могут переживать и бояться неба.

Профессионализм любого пилота заранее достоин уважения. Вы же не боитесь ездить на метро или на поезде? При этом вы заранее доверяете свою жизнь тому, кто ведет транспортное средство. Но не думаете об этом ежеминутно, как при воздушном перелете.

Представьте себе такую ситуацию: вы едете на обычном междугороднем автобусе в соседний город за 200-300 километров. За рулем автобуса – ваш хороший знакомый, профессионал в своем деле. И вы начинаете вслух беспокоиться о том, довезет ли он вас и еще 40 пассажиров, не случится ли в пути непредвиденного, комментируете каждое изменение погоды и каждую выбоину на дороге… Комфортно ли вам? А водителю? А остальным пассажирам, которые, возможно, вообще плохо переносят долгие поездки? Скорее всего, не очень комфортно. Так зачем специально создавать вокруг себя напряженную обстановку?

Аналогия между самолетом и автобусом не случайна. В сущности, самолет – это та же маршрутка, только воздушная, и потому намного более безопасная. Так почему человек, абсолютно спокойный в поезде, накручивает себя перед воздушным путешествием? Реальной власти над ситуацией это все равно не дает, но при этом не дает и расслабиться. Иными словами, не надо трепать себе нервы. Не нужно накручивать себя, напрягаться, стремиться к псевдоконтролю.

«Знатоков», с умным видом комментирующих каждый шаг стюардессы или каждое изменение гула моторов, можно встретить в каждом рейсе. Если вы склонны к боязни перелетов, от таких людей лучше держаться подальше. Напускной бравадой «знаток» пытается убедить окружающих, что ему не страшно. На самом деле все наоборот. В глубине души такой человек панически боится летать. На подсознательном уровне вы все равно будете ощущать его страх и можете неосознанно поддаться боязни. Кроме того, навязчивые разговоры на эту тему не позволят вам отвлечься и расслабиться.

Еще один тип нежелательных собеседников – это «шутники». Как правило, это мужчины, молодые или молодящиеся, у которых весьма специфическое чувство юмора. В качестве примера идеально подойдет рассказ девушки, которая летела одним рейсом со злостным «шутником».

«Мы летели в Турцию. Один из пассажиров решил подшутить над соседом и громко сказал: «Смотри, вон турбина болтается, сейчас отвалится!» Пожилой уже мужчина выглянул в окно, встревожился и стал шумно обсуждать это с другими пассажирами. Началась цепная реакция, обстановка стала накаляться. Кто-то из пассажиров позвал стюардессу. Она выслушала суть дела и удалилась. Через пару минут, когда в салоне уже запахло успокоительным, пришел второй пилот. Он выглянул в окно и громко объявил на весь салон, что поднимать панику из-за конструктивных особенностей данного самолета глупо, а тем, кто хочет произвести впечатление, стоит почитать толковые книги по авиации. После этого пассажиры успокоились, но все оставшееся время продолжали коситься в сторону шутника».

Сев в самолет, не обращайте внимания на раздражители, на тех, кто «накручивает» вас и себя. Лучшее лекарство от аэрофобии – это спокойствие и расслабленность. Откиньтесь на спинку кресла, закройте глаза и подумайте – когда в следующий раз у вас будет шанс подняться в небо и насладиться полетом? А потом посмотрите в окно, и вы ощутите красоту неба – не пугающую, а доброжелательную.

Заказ авиа билетов по любому направлению
Вы можете позвонить нам по телефону +7 (495) 972-30-77, а также заказ билетов принимается через on-line форму заказа авиабилетов на сайте и по E-mail адресу: info@avia77.ru

« на страницу "Советы"